Алексей Зотов
Библиография

Живописец Зотов Алексей
* Н.Мещанинова. "Художник с русской душой".- газета "Наш Изограф", М., июль 2002г., №7, с.18.
* Ю.Козловский "В сердце светит Русь..." - информационно-общественный журнал подольского региона "Деловой Подольск", 2(26) 2012г., с.76-83.
* Ю.Козловский "Марка русских мастеров" - общественно-политическая газета "Подольский рабочий", №18 (19077) 21 марта 2012г., с.6-7
* "Международный Художественный Фонд XX лет (International Arts Fund 20 years)" м.сканрус, М., 2012г.
* Ежегодное издание "Российское Искусство" 2012г. Russian Art Guide, Главный редактор Чернавский А.Ф., "Москоу Медиа Групп", М., с.116-117, 671.
* Юрий Козловский "Холст судьбы" рассказы, очерки 2014г. Подольск, издательство "Информация", с.138 (очерк "В сердце светит Русь").
* Константин Зотов "Московская династия". Издание региональной общественной организации «МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ» Газета "Новости МСХ" №10 2015, с.3


ХУДОЖНИК С РУССКОЙ ДУШОЙ

Мое первое впечатление от работ Алексея Зотова странное: их хочется иметь у себя дома, видеть все время, но понимаешь, что лучше бы им висеть там, где людей много, потому что это для всех. Как всякий художник, я рассмотрела их «носом» и была поражена виртуозной техникой. Да! Действительно русская природа с ее ширью, свободой, сумасшедшими пространствами небес, вод и лесов, с вибрацией воздуха и света, а прописано, как миниатюра. Разнообразие и чрезвычайная уместность найденных приемов, любые состояния времени дня и ночи; органичное вплетение архитектуры, творения рук человека, и его незримое присутствие в этой невыразимой красоте. И это не просто удачная композиция.

Алексей Зотов очень осмысленный художник, он пишет жизнь, размышляя о ней, и делится со всем миром «глаза в глаза» раздумьями о прошлом и будущем через призму настоящего, столь хрупкого и скоротечного момента. На огромном полотне, изображающем ветреный, холодный день, с лесами и облаками, я высмотрела маленький полиэтиленовый парничок: «Кто его собрал? Как ему живется – можется? Почему один?» Каждая картина – рассказ. И люди чувствуют это.

Как всякому большому художнику, Алексею Зотову свойственен его собственный язык, некая условность знаковых символов. Мне кажется, что отражение вещественного мира в гладе воды (не забывайте при этом, что сама-то картина тоже отражение!) – прием привлечения особого внимания зрителя к «зазеркальному» моменту жизни и красоты.

«Все старо и вечно ново, день примчится, день умчится» – вместе с поэтом как бы говорят картины. Но какой-то от них веет благодарностью Создателю, самому гениальному художнику этого подлунного мира! Только очень чистый душой человек, по-моему, может так полно и гармонично состояться как пейзажист. Алексей Зотов всегда пребывает с Богом. И храмы Господни очень часто присутствуют на его картинах, живут среди вод, лесов и небес, как жемчужины людского духа.

Художник очень много работает с натурой, и наступление зимы не является для него препятствием. На своей, видавшей виды «Ниве» пробирается он в любые, понравившиеся, труднодоступные закоулки, по зимнему снегу или распутице «межсезонья», чтобы запечатлеть все ту же русскую дорогу, ведущую к часто разрушенному храму, ну так что же? Бывало, люди ходили помолиться в эти храмы, невзирая на отсутствие священника, и если бы художник жил сто лет назад, он точно так же стремился бы сюда, только средством передвижения была бы телега.

Алексей какой-то очень настоящий. В нем чувствуется связь с другими прежними поколениями. Может быть от того, что детство прошло с бабушкой и дедом, который присутствовал еще на коронации Николая II?

Первая персональная выставка в жизни Алексея состоялась еще в стенах родного училища «Памяти 1905 года». После летней практики, на которую юноша притащил огромное количество холстов и красок, так что педагог, – художественный руководитель училища, член союза художников, заслуженный работник культуры В.И.Пастухов не смог удержаться (так заразительно работал Алексей) и начал писать вместе. Студенту было предложено выставить свои пейзажи. Очень большая честь, которой удостаиваются лучшие из лучших.

Наш Изограф

Сейчас Алексею 30 лет. Он счастливый отец троих детей и муж Прекрасной Елены, первой помощницы и подруги. Он выстроил мастерскую в одном из красивейших мест Подмосковья, куда на целое лето уезжает все молодое поколение Зотовых.

Алексей Зотов умеет ставить себе цель и добиваться решения задачи. Когда ему нужно было проникнуться духом русской реки как таковой, посмотреть и почувствовать ее в разных состояниях и во всем многообразии, художник проехал путь по Оке и Волге в трюме теплохода. Он очень ответственный и надеется только на себя. Поначалу в его молодой семье было заведено так: половина денег после продажи картины – на материалы и инструменты. Быт семьи прост: все подчинено творчеству. Но уж что касается технической оснащенности – тут все «по высшему разряду». Алексей научился делать совершенно профессионально рамы (по его эскизам и чертежам на заводе изготовили специальное приспособление). Сам натягивает холст, делает подрамники и, вообще, все, что нужно для создания добротного произведения, и здесь нет мелочей.

Алексею удалось увидеть далекие страны: Америку и Канаду. И это очень хорошо потому, что любая картина должна восприниматься с разных точек зрения, не только с ближней, но и издалека. Пролетая на самолете над Северным полюсом, ощущаешь, как мала и велика Земля. Думаю, впечатления чрезвычайно обогатили ум и сердце художника. Да, бесконечно много красоты на свете, но нет для Алексея Зотова лучше места, чем Россия. Он убежденно русский художник. Забавно, что в Канаде у Алексея совершенно русский пейзаж купил индус, который захотел поместить в узорчатую декоративную среду своего жилища этот кусочек Севера. Мне кажется, что картины такого честного, влюбленного в свое дело, мастеровитого художника, как Алексей Зотов, легко находят дорогу к сердцу любого человека.

Что бы он ни писал – будь то канадский пейзаж или вид каньона ночью, не привычная для нас красота американского парка или брошенная русская деревня – любое его произведение – это произведение русского художника, последователя Саврасова, Левитана, Шишкина. Да и в роду Алексея был замечательный пейзажист – Николай Михайлович Чернышев, с которым у молодого художника есть несомненная связь. Та же осмысленность, основанная не на сюжетном построении, драматизме композиции, а на философско-лирическом подходе.

Единственно, что может заставить его оторваться от работы, когда она «пошла» – необходимость помочь человеку, действительно нуждающемуся в его помощи: чужого ребенка, повредившего себе ногу, он будет нести на руках и определять в больницу, раненого прохожего в любое время дня и ночи.

Алексей старший сын и старший брат, и этим все сказано!

Из всех котят в семье останется самый некрасивый, самый слабый и никому не нужный, и так решает папа Алеша.

Художник живет так, как считает подходящим для себя и своей семьи, и ему не указ общепринятые соображения моды и престижа. Это касается тематики его произведений, и местоположения жилища, и марки машины, и всего уклада жизни. Несмотря на свою молодость уникально мудр и избирателен.

Очень радостно, что в русской культуре наших дней есть такой чуткий и прекрасный художник. Здоровья ему и много-много работы.

Наташа Мещанинова
газета "Наш Изограф", М., июль 2002г., №7 (99), с.18




Марка русских мастеров

Заметки с выставки в галерее «Подольск-АРТ Центр» Подольский рабочий

ЕСТЬ СТАРИННОЕ СЛОВО «МАСТЕР». ВО ВРЕМЕНА ВСЕОБЩЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ СЕРИЙНЫХ, СДЕЛАННЫХ НАСКОРО ВЕЩЕЙ, ЛИШЕННЫХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И РАССЧИТАННЫХ НА КОРОТКУЮ ЖИЗНЬ, ПОДДЕЛЬНЫХ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ И ПРОЧЕГО ВЫДАВАЕМОГО ЗА ШЕДЕВРЫ ХЛАМА МАСТЕРОМ ОСТАЕТСЯ ЛИШЬ ТОТ, КТО ЗНАЕТ ТОЛК В ИЗБРАННОМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ РЕМЕСЛЕ И, ПОДОБНО ЧЛЕНУ СТАРИННОГО ЦЕХА ИСТИННЫХ МАСТЕРОВ, ИМЕЕТ СВОЮ МАРКУ.

Такой именно маркой обладает ЗАО «Подольск-АРТ Центр» – преемник бывшего Производственного комбината Художественного фонда СССР. В октябре нынешнего года предприятию исполнится 50 лет. Кто только за эти десятилетия не побывал здесь! Первые космонавты, знаменитые скульпторы и художники, известные всей стране артисты. Но главным, мне кажется, для ЗАО «Подольск-АРТ Центр» является тот факт, что на холстах, загрунтованных в его цехах, красками, изготовленными здешними мастерами, любят рисовать известные не только в России, но и за рубежом художники.

– С ними, – говорит генеральный директор ЗАО «Подольск-АРТ Центр» Олег Александрович Воронцов, – у нас постоянная творческая связь. В немалой степени способствует этому созданная при предприятии галерея, где не только именитые, но и молодые художники могут выставлять свои картины. Именно от них мы получаем самую объективную оценку нашей продукции. Такое сотрудничество дает возможность улучшать ее качество, расширять ассортимент.

Первые посетители выставок – работники предприятия. Их прямое общение с художниками, творческий контакт дорогого стоят. Кстати, и авторы полотен с интересом идут в цеха.

– Скажите, – спрашиваю Воронцова, – кто может посещать выставки вашей галереи?

– Недавно у нас были учащиеся православного колледжа. В ближайшее время планируем пригласить ребят из художественных школ города, школьников нашего микрорайона. В принципе выставки открыты для всех любителей живописи. Вход для каждого бесплатный. И такой немаловажный, считаю, момент, как мастер-классы, которые проводят авторы, представленные в залах галереи. Сегодня вы имеете возможность познакомиться с уникальной экспозицией работ династии художников Зотовых-Чернышевых.

На этой фразе мы расстаемся с генеральным директором. Он отправляется на производство, а я вместе с живописцем русской академической школы Алексеем Сергеевичем Зотовым и с его младшим братом – членом Международного художественного фонда Константином, с нескрываемым интересом вхожу в первый зал.

Внука родоначальника знаменитой в России династии назвали в честь Константина Васильевича Зотова, родившегося в 1906 году. Интересно, что прадед Алексея и Константина работал гравером-печатником в Первой образцовой типографии и приносил домой кусочки бумаги, на которых сын- подросток учился рисовать. Мог ли кто в этой небогатой семье предположить, что их мальчуган закончит художественное училище, будет работать с Владимиром Маяковским, Сергеем Михалковым, Натальей Кончаловской, станет главным художественным редактором журналов «Огонек», «Юнкор», «Зорька», «Мурзилка».

Верной его спутницей и помощницей будет жена Маргарита Владимировна Чернышева, закончившая то же училище, племянница известных братьев Чернышевых: Николай – народный художник СССР, Алексей – поэт, создатель и главный редактор журналов, где начинали печататься Маяковский и Есенин.

Но вернемся к Константину Васильевичу Зотову. В годы войны вместе с другими художниками он вручную, при помощи трафаретов, масляной краской печатал знаменитые антифашистские плакаты. Их сила была такова, что его вместе с Левитаном и другими врагами рейха Гитлер приговорил к смертной казни.

Газетная площадь не позволяет подробнее рассказать об этом удивительном художнике. Но об одном упомяну непременно. К.В. Зотов стоял у истоков отечественной мультипликации. К 800-летию Москвы им создан мультфильм «Тебе, Москва». Его внуки говорили мне о том, что Зотову за этот фильм вручили медаль «В память 800-летия Москвы», наградное удостоверение к которой подписал Сталин.

Приступая к работе над этими заметками, не раз вспоминал Козьму Пруткова: «Не стремись объять необъятное». Ну как, скажите, рассказать в одном газетном материале о семнадцати представителях династии Зотовых-Чернышевых? Потому выбираю на свой страх и риск только некоторых из них, надеясь, что любознательный читатель узнает и о творчестве других. А сейчас о детях Константина Васильевича Зотова и Маргариты Владимировны Чернышевой. Их сын и дочь, естественно, пошли по стопам родителей.

Олег, окончив Московскую среднюю художественную школу и художественный институт имени В.И. Сурикова, стал художником-графиком. На престижной выставке «Биенале» в Братиславе получил высшую награду «Золотое яблоко» за иллюстрации к «Сказкам Пушкина». Работы Олега Константиновича находятся в многочисленных коллекциях России, Канады, Японии, Чехии, Слова кии, США и, конечно, в музее А.С. Пушкина в Москве.

Марина Зотова окончила училище «Памяти 1905 года». Хорошо известна как театральный художник-постановщик. В ее активе спектакли «Король Лир», «Варвары», «Чайка». За оформление спектакля «Касамаре» награждена дипломом I степени на фестивале народов СССР в 1976 году.

Еще один пласт творчества Марины Константиновны – работа в театре «Уголок дедушки Дурова». Здесь, в единственном в мире театре зверей, с успехом шли ее спектакли «МЧС спешит на помощь», «Волшебное письмо», «Четвероногие звезды». Добавлю, что Зотова – талантливый сценограф, а ее картина «Петербургские сновидения» находится в библиотеке Президента России...

Спектаклей, оформленных дочерью Константина Васильевича, я не видел, но смог полюбоваться эскизом декорации талантливой женщины к «Вишневому саду» Антона Павловича Чехова. Я долго стоял у этой работы. Неожиданно возникло ощущение, будто откуда-то, издалека доносятся звуки фортепьяно, и тихий девичий голос читает такое знакомое из Белого:
Мне грустно... Подожди... Рояль,
Как будто торопясь и споря,
Приоткрывает окна в даль
Грозой волнуемого моря...
Подольский рабочий

Быть может, это было некое удовлетворение стремления человека к сказочному, таинственному, лежащему порою вне сферы нашего обыденного бытия? Не знаю. Могу только поблагодарить художника за эти минуты.

Но сразили меня, честно говоря, картины сына Марины Константиновны Алексея Зотова. Конечно, впечатляет уже тот факт, что свыше 400 живописных его работ находятся в коллекциях России, Германии, Японии, Канады, США и других стран. Но куда большее впечатление производят выставленные в галерее «Подольск-АРТ Центра» полотна. Мне кажется, это тот художник, который не поддается очарованиям вымысла. Чужие фантазии ему ни к чему. Зачем они, если поражают фантастически талантливые работы Мастера?

Молча перехожу от «Тихого вечера» к «Суздалю зимой», долго стою перед «Спасом». Воистину картины, «где русский дух, где Русью пахнет». Не об этом ли писал Николай Рерих, призывавший художников «зажигать сердца»? Вспоминается его знаменитое: «Всё нас гонит в природу: и духовное сознание, и эстетические требования, и тело наше – и то ополчилось и толкает к природе, нас, измочалившихся суетою и изверившихся...»

Не спросил Алексея Сергеевича о том, близок ли ему завет Рериха: не бояться постоянной работы? Не сидеть напрасно у берега и ждать попутного вдохновения. Оно ведь приходит мгновенно и неожиданно. Кто знает, какой луч света или звук, или порыв ветра зажжет его? Да и незачем, полагаю, было его об этом спрашивать, поскольку каждая работа, представленная на выставке, говорит о том, что Алексей Зотов видит в окружающем столько удивительного и чудесного, что не перестанет радовать своего зрителя. Абсолютно правы те, кто называет Алексея Зотова художником с русской душой, поскольку иная душа при любом таланте, любой виртуозной технике не позволит создавать на картине мир, от которого трудно уходить, к которому непременно хочется возвращаться.

Интересная и принципиально важная, считаю, деталь. Картина Алексея Зотова «Солнце в тумане» участвовала в 2007 году в благотворительном аукционе в Манеже, посвященном Году ребенка, и оказалась единственным лотом, проданным с торгами. Средства от ее продажи переданы в детский онкологический центр имени Н.Н. Блохина.

Удивительного в истории династии Зотовых-Чернышевых много. У Алексея, к примеру, три брата: Никита, Константин и Григорий. Все они – художники.

Работы Никиты «Углич», «Желтый лист», «Керамическая комната» я видел. Говорят, он с детства не любил фиксировать формы в их высшей точности. «Он, – как справедливо отмечает Ольга Балдина, – из породы художников так называемого отвлеченного толка, которым всегда есть что сказать, но для которых форма, порой, существует отдельно от цвета и материала, а образ рождается из одного импульса, из состояния души».

Ну а тезка своего знаменитого деда, Константин, унаследовал от него не только имя, но и любовь к плакатной графике и мультипликации. Особый, на мой взгляд, интерес представляют политические его плакаты: «Историю перевирать не дадим! Ржев», «Спасибо за мир», «Два Константина». Но на выставке в галерее «Подольск-АРТ Центра» среди работ питомца факультета графики мастерской плакатной графики Московского государственного академического художественного института имени Сурикова меня заинтересовали живописные его работы. По манере исполнения, красочному решению, стремлению разглядеть и показать богатство цвета в природе, написанные не в мастерской, а под открытым небом, в поле, в лесу, в трепетном свете и воздухе напоминают они русских импрессионистов. К более подробному рассказу о марке династии Зотовых я намерен еще вернуться.

Юрий КОЗЛОВСКИЙ
Общественно-политическая газета "Подольский рабочий", №18 (19077) 21 марта 2012г. с.6-7 МЕСТО ВСТРЕЧИ



МОСКОВСКАЯ ДИНАСТИЯ

С 26 по 31 октября 2015 г. в залах МСХ в Старосадском переулке прошла выставка династии московских художников Зотовых: Константина Васильевича (1906-1991), Маргариты Владимировны (1906-1980), Олега Константиновича (19281984), Марины Константиновны, Алексея Сергеевича, Константина Алексеевича. На протяжении пяти поколений художники династии в своем творчестве приумножают опыт, обращаясь к таким формам искусства, как мультипликация, книжная графика, живопись, плакат, театральное искусство, художественное кино – все то, что направлено на формирование моральных и нравственных устоев общества. «Иллюстрирование детской книги – ответственное дело, так как в детском возрасте всё воспринимается прочно и основательно», говорил о своей работе Олег Константинович Зотов, лауреат Международной премии книжной графики «Золотое яблоко». Оттого и каждый из мастеров последующих поколений чрезвычайно бережно работает с оригинальным текстом, стараясь найти тот художественный язык, который способен подчеркнуть замысел автора, выявить его наиболее ярко и ясно. Но каждый из них выработал свой неповторимый стиль.

В залах выставки К.В. Зотов был представлен раскадровками мультфильма «Тебе Москва» (1947), книжной графикой 1920-30-х годов, в том числе для журналов «Комар» и «Искра». В центральном зале были показаны пригласительные билеты М.В. Зотовой на первые советские елки (конец 1930-х гг.). Наследие О.К. Зотова было представлено иллюстрациями к сказкам А.С. Пушкина и Г.-Х. Андерсена и авторской графикой. Работы разных жанров продемонстрировала М.К. Зотова — здесь эскиз и раскадровки к мультфильму «Как старик корову продавал» (1980-е гг.), костюмы и декорации к балету «Дон Кихот» театра «Ла Классик», декорации и эскизы костюмов к спектаклю Юрия Дурова к спектаклям театра «Уголок дедушки Дурова» (2004-2009), эскизы костюмов клоунов «Грустная и веселая осень» Н. Соловьева и другие работы. Представители младшего поколения династии так же были представлены на выставке интересными работами -Алексей Зотов показал эскизы к к/ф «Старая Москва» и к м/ф «Корни», Константин Зотов — эскизы к м/ф «Мастер фигурка». Отличительной чертой экспозиции является наглядная ретроспективность отечественной мультипликации. Представленные раскадровки, разработки персонажей, а также транслируемые мультфильмы – всё это охватывает диапазон восьмидесяти лет поиска, экспериментов и большого взаимного творческого обогащения внутри одной династии, что позволило проследить становление и развитие мультипликации от чёрно-белой анимации 1930-х до компьютерной графики 2010-х гг.

Лаконично и выразительно вписалась в выставочное пространство книжная графика. Оригинальные, остроумные рисунки в журналах 1920-х годов и отточенные иллюстрации к «Сказкам Пушкина» 1970-х годов дополняют мультипликационную среду, создают параллели между разными видами искусства. Газета Новости МСХ

Работы для театра и кино разных лет образовали интенсивные доминантные пятна, выстраивающие мощный и вместе с тем сдержанный визуальный ряд экспозиции. Сохраняя общую гамму, эскизы спектаклей, декораций и костюмов привнесли эмоциональную сочность, выразительность в выставку в целом. Подчёркнуто напряжённое решение спектакля «Король Лир», лиричная «Утиная охота», сказочный «Щелкунчик» сосуществуют в единой гармонии, задевая разные струны человеческой души, пробуждают полноту впечатлений. Особо следует упомянуть имена писателей и сценаристов, авторов, над иллюстрированием произведений которых трудились представители данной династии: Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Андерсен, Чехов, Маяковский, Михалков, Чуковский, Успенский – классики мировой литературы. Рядом А. Зотов. Эскиз к к/ф "Старая Москва" с этими прославленными именами основной творческой задачей для художников династии Зотовых остаётся высокая профессиональная самоотдача.

Творческая атмосфера, культура, трудолюбие способны взрастить человека пытливого ума, чуткого, созидающего. Объединяет всех членов династии не только преданность отчизне и верность традициям русского изобразительного искусства, но и трепетное отношение к зрителю самых разных возрастов. Поэтому всё чаще эти художники с повышенной ответственностью обращаются в своём творчестве к искусству для детей – самых важных и придирчивых зрителей.

Работы представителей династии Зотовых можно встретить во многих музеях России и мира. Художники активно участвуют в творческой жизни страны – в персональных экспозициях и групповых выставках Московского Союза художников.

Константин Зотов
Газета "Новости МСХ" №10 2015, с.3


* Биография * Библиография * Галерея новых работ * Галерея I * Галерея II * Галерея III * Купить *


Created by art-ns.com 2021